III веке д.н.э. в Древнем Риме появилась самая первая система дорожных знаков. Заключалась она в установке мильных столбов, на которых обозначалось расстояние от центра империи. Вернее, от Золотого столба, установленного в центре столицы.
В последствии эту систему приняли во всех странах, в том числе и в России. В XVI веке первые верстовые столбы были установлены на дороге из Москвы в Коломенское. Но массовая установка этих дорожных знаков в нашей стране началось со времен Петра I.
Начало
Коренных изменений в организации движения потребовало изобретение автомобиля. Конечно, их было еще мало, и аварии были не часты, Так что светофор еще не требовался, но необходимость в появлении дорожных знаков в их современном представлении назрела. И они появились, сначала в Париже в 1903 году появилось три символа: «Опасный поворот», «Неровная дорога» и «Крутой спуск», которые в 1909 году были утверждены решением Международной конвенции.
К 1930-му году количество, утвержденных международными конференциями знаков, составляло уже 26. И произошло их разбиение на три группы:
- предписывающие;
- предупреждающие;
- указательные.
В России попытка стандартизации дорожных указателей было предпринята немного позже – в 1933 г. На дорогах страны действовало 22 знака. Причем они делились по предназначению на городские и загородные. Уже тогда появился знак, предупреждающий об опасности (треугольник белого цвета с красной каймой) и перевернутый треугольник, обозначающий пересечение с главной дорогой.
До войны в мире действовали две системы дорожных знаков: символьная европейская и англо-американская, основанная на текстовых надписях. В обеих системах в качестве идентификационных признаков знаков различного предназначения применялись разные цвета и геометрические формы (квадрат, прямоугольник, круг и т.д.).
В России первые Правила дорожного движения были приняты в 1940 году. Они же определяли и типовой перечень знаков, который состоял из:
- 8 запрещающих знаков в форме круга;
- 5 предупреждающих в форме треугольника;
- 4 информационных (указательных).
Теперь, с появлением светофора, появилось и 5 знаков, регламентирующих движение на регулируемых перекрестках. Эти Правила и знаки действовали на дорогах страны до 1961 года.
Стандартизация
После войны, в 1949 году, была предпринята попытка стандартизировать дорожное движение во всем мире на основе европейской системы указателей. Попытка неудачная, так как страны американского континента новую конвенцию не ратифицировали. А Советский Союз к конвенции 1949 года присоединился только через 10 лет.
В 1961 году в России стали действовать новые единые Правила и количество дорожных знаков значительно увеличилось. Запрещающих – до 22, предупреждающих – до 19, указательных – до 10. Многое в тех знаках современному водителю было бы непонятно, но свою функцию они выполняли.
Кроме дорожных знаков в этот период начали широко применяться различные указатели на желтых табличках с надписями. Дорожная разметка еще отсутствовала, «лежачих полицейских» еще не было, но этими знаками уже регламентировалось количество полос, расположение на дороге транспортных средств и пешеходных переходов. Вне городов и населенных пунктов появились указатели расстояний и направлений движения, имеющие вполне современный вид.
Очередным этапом в развитии дорожных знаков стала Конференция ООН 1968 года, на основании решений которой в нашей стране сначала были изменены Правила 1961 года, а в 1973 году приняты новые, установившие новый стандарт для дорожных знаков и значительно увеличившие их количество во всех группах.
Так, пересечения дорог теперь могли показываться под разными углами, а «Сужение дороги» обозначалось тремя знаками: слева, справа и с обеих сторон одновременно. Знак «Извилистая дорога» приобрел современный вид и имел две разновидности, а на знаках, обозначающих подъемы и спуски, стала указываться величина уклона в процентах.
В группе запрещающих знаков, в дополнение к имеющемуся «Стоянка запрещена», появился знак, запрещающий остановку. Был введен знак, заимствованный из американской практики и запрещающий проезд без остановки: красный восьмиугольник с надписью «STOP». Вводились знаки, ограничивающие скорость и запрещающие обгон.
Новшеством стало введение знаков, обозначающих начало и конец населенных пунктов. При этом синий цвет этих знаков указывал, что ПДД в населенном пункте на этом участке дороги не действуют.
Современный вид
Новый стандарт дорожных знаков был принят в 1980 году и с незначительными изменениями действовал до 2006 года. Наряду с введением новых знаков была произведена и некоторая перегруппировка уже существующих. Так, в группу предупреждающих были переведены знаки, указывающие на пересечение с железнодорожными путями. Была сформирована и новая группа знаков, устанавливающая приоритет при движении по различным участкам дорог.
Самым значительным изменениям подверглись запрещающие знаки. Изменились названия, появилось большое количество новых. А самой многочисленной разновидностью знаков стали информационно-указательные. Причем отдельно были выделены обозначения различных сервисов.
Очередным этапом в развитии дорожных знаков стали 1987, 1994 и 2001 годы. Именно тогда в правила были внесены наиболее значимые изменения, которые диктовались необходимостью привести отечественные стандарты дорожного движения к международным.
Некоторые из знаков сервиса стали сопровождать дорожные ограждения. Было регламентировано движение грузового автотранспорта и опасных грузов по транспортным магистралям, проходящим через густонаселенные районы такие, как, например, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Итогом этой работы стало принятие новых Правил в 2006 году. Дополнились и изменились все группы дорожных знаков. Так, к примеру, появился знак предупреждающей о наличии на дороге искусственной неровности, более известной под названием «лежачий полицейский», принуждающей водителя снизить скорость. Эти правила и знаки с незначительными изменениями действуют и в настоящее время.
Дорожные знаки и указатели относится к самой динамичной группе средств организации движения на дорогах. Достаточно сказать, что из количество за 100 лет увеличилось почти в сто раз. И бурное развитие транспорта подсказывает, что история дорожного знака на этом не заканчивается.